Перспективы развития композитостроения в России

В «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» утвержденных Президентом Российской Федерации – В.В.Путиным 30 марта 2002 года, а также в «Перечне критических технологий РФ», утвержденных им же 21.05.2006 года, включены «технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов». Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1243-р от 25 августа 2008 года, в «Перечне технологий, имеющих важное социально-экономическое или важное значение для обороны страны и безопасности государства критических технологий» опять подчеркнута приоритетная роль технологий создания композитов. На последнем выездном заседании Госсовета (ноябрь, Ижевск) Президент РФ Д.А.Медведев вновь подтвердил приоритетное развитие производственного сектора экономики, ориентированного на выпуск высокотехнологичной продукции мирового уровня, что без широкого внедрения композиционных изделий во всех отраслях производственно-хозяйственной деятельности сделать невозможно.

Интересы государства в данной научно-технической отрасли производства четко определены и неоднократно подчеркнуты. Что дальше?

В феврале 2008 года прошла первая всероссийская выставка по композитам «Композит – ЭКСПО» (Москва), в мае – первая Международная конференция «Рынок композиционных материалов» (Алушта, Крым, Украина). Казалось бы - «лед тронулся». Однако, опыт участия в этих мероприятиях, плюс анализ доступной информации о состоянии рынка композитов в России и, конечно же, собственный опыт работы дает серьезный повод говорить о системном кризисе в индустрии, прежде всего, стеклопластикового производства изделий бытового и производственно-технического назначений.

Мы работаем с композитами с 2001 года, и имеем возможность сравнить, что было и что есть сейчас. Конечно, есть сдвиги, которые главным образом касаются поставщиков материалов и сырья, необходимых для производства изделий из композитов. Сегодня в России представлены практически все ведущие мировые компании – производители стекла, смолы и компонентов отверждения, а также оборудования, инструмента и оснастки. В последнее время активно ведут себя азиатские и в первую очередь – китайские фирмы, предлагая ассортимент продукции не уступающий признанным грандам мировой индустрии композитов. Короче, выбор материалов есть! А что с производством? Кое-что изменилось. Возросло число предприятий производителей изделий из композиционных материалов, расширилась номенклатура производимой продукции, закупается импортное оборудование и появилась пара-тройка производств не уступающих зарубежным. Но для России это капля в море, которые не стали устойчивой тенденцией, а рост производства не отвечает ни внутренним потребностям, ни мировому уровню развития этого сегмента рынка. К сожалению, здесь мы безнадежно отстали. Я не говорю об отдельных разработках отечественных НИИ или творческих коллективов. Речь идет об уровне развития и конкурентоспособности отрасли в целом.

Поскольку возможности композитов безграничны и еще далеко не осознаны и не освоены, то следует говорить о композитах как самостоятельной отрасли производства, наряду с металлургическим, строительным или деревообрабатывающими производствами. То, что доля композитов в машиностроении недопустимо низка (по разным источникам от 1,5 до 2 %) – это очевидный факт, который в том числе говорит и об уровне развития нашего машиностроения. А как обстоят дела с номенклатурой изделий?

В рекламных материалах зарубежных производителей и поставщиков сырья композитам, в основном, отводится важная роль: в судостроении (маломерный флот – катера, яхты), в авиации (корпусные детали самолетов, вертолетов, малая авиация), в энергетике (ветрогенераторы), в автомобилестроении (корпусные детали, тюнинг), в строительстве (отделочные панели, изделия из искусственного камня, сантехника), в промышленности (трубы, баллоны, емкости, погонажные изделия) и, пожалуй, все. Для многих мировых государств производство изделий из композиционных материалов является важнейшей отраслью промышленности, например, Финляндия – лидер в производстве малого флота.

Огромный соблазн броситься вдогонку и ,как в старые добрые времена – «догнать и перегнать» . Вот только фактор времени играет не в нашу пользу, и уровень развития производства не позволит это сделать быстро, а завтра - ВТО. С чем мы придем в мировой рынок? То, что нам показывают в рекламных буклетах, уже давно хорошо освоено, производство налажено и вряд ли нас пустят в прибыльный бизнес в условиях жесточайшей конкуренции. Роль догоняющих неблагодарна и неэффективна, тем более, что конкуренты не стоят на месте и в плане новых материалов, технологий, и в новых разработках. Можно пойти по китайскому варианту и делать «подобия», но вряд ли мы сможем сделать также дешево, как в Китае. Можно сосредоточиться на внутреннем рынке и пытаться его насытить конкурентоспособной продукцией собственного производства. Вопрос – какой?

Ветроэнергетика для России неактуальна. Только 10-15% нашей территории пригодны для установки ветрогенераторов, например, побережье Северного ледовитого океана или Дальнего Востока. Но нужна ли там ветроэнергетика? В Голландии – нет альтернативы, в Германии ветрогенераторы - на дотации у государства.

Катера и яхты – это очень красиво и престижно! Однако, цена катера среднего тоннажа сопоставима с ценой хорошего джипа. Сколько людей в России могут себе это позволить? По данным Госкомстата – не более 15% обеспеченных сограждан, но не все же они живут у водоемов и мечтают обзавестись катерами. Яхты – это «крест» олигархов, которые могут себе позволить купить импортную яхту престижной фирмы.

Авиация – почти без комментариев. Малой авиации у нас нет, а большая авиация – удел корпораций, которые варятся в собственном соку и весьма неохотно делятся заказами (учитывая, что авиация тоже переживает не лучшие времена).

Автомобилестроение. Только неграмотный не знает, что оно у нас агонизирует, я имею в виду отечественное автомобилестроение. Зарубежные автозаводы на территории России комплектуются собственными изделиями. Да, когда-то мы перейдем на 30,40,50% комплектацию своими изделиями, но это будет не завтра и не факт, что это будут изделия из композитов. Определенный оптимизм вносит развитие транспортного машиностроения – это ж.д транспорт, метро, трамваи, троллейбусы, автобусы. Здесь, на мой взгляд, можно с огромной пользой внедрять изделия из стеклопластиков, на что есть и положительные примеры.

Строительство огромная площадка для работы и экспериментов, учитывая бум, который охватил эту отрасль в последние годы. Но в стране много импортных добротных материалов, так что путь внедрения не будет легким и безоблачным. Нужны новые материалы и технологии их монтажа, нужны свежие идеи и ,главное, чтобы делать востребованную продукцию, конкурентоспособную с импортом, надо приобретать и осваивать новейшее оборудование и передовые технологии.

Промышленная составляющая рассматриваемой темы наиболее ярко представлена такими продуктами, как стеклопластиковые трубы и емкости, изготавливаемые методом намотки. Существующие мощности по изготовлению труб загружены менее чем на 50%. Нет спроса. Дорого. Другим сдерживающим фактором является нерешенность проблем с трубопроводной арматурой, технологией ремонта, отсутствием технологической документации и пр.,пр. Какой смысл ставить «вечную» стеклопластиковую трубу с чугунной задвижкой, срок службы которой несущественен по сравнению с самой трубой?

Стеклопластиковые емкости – хороший, надежный и в ряде случаев незаменимый продукт, но дорогой. А поскольку на современных предприятиях вопросы закупок решают менеджеры – вчерашние выпускники экономических специальностей коммерческих ВУЗов, которые сравнивают товар не по его эксплуатационным показателям, а по цене, то очень трудно что-либо доказать такому специалисту. Необходимо решение «сверху», а туда нелегко достучаться, и далеко не всем открыт путь.

Еще одна проблема массового внедрения композитов в промышленность – незнание проектировщиков (конструкторов) о возможностях материалов, отсутствие нормативно-правовой базы данных об этих материалах. ГОСТы по композитам практически отсутствуют. В справочниках конструктора – машиностроителя (технолога) о композитах – несколько строк, и то с давно устаревшей информацией. Специалистов по проектированию изделий из композитов – наперечет и их явно не хватает. Поэтому заложить в проект новое изделие из композиционного материала просто некому, а менять утвержденный проект – себе дороже.

В общем – приехали! Все выше сказанное – личное мнение автора и ни в коем случае не отрицает возможности или перспективы внедрения всех перечисленных изделий в промышленности. Я пытаюсь рассматривать не частные случаи и отдельные удачные примеры, а рассмотреть проблемы внедрения композитов если не в ранге национального проекта, то хотя бы как важное стратегическое направление развития отрасли в масштабах страны.

Композиционное машиностроение – это зона ответственности малого бизнеса, поскольку требует гибкости, быстрого освоения новых видов изделий, относительно небольших по обьему производства – участков, и небольших капитальных вложений, поскольку нам представлен выбор различных технологий производства, начиная с ручного ламинирования. Состояние малого бизнеса в России – не тема этой статьи, но даже естественно приукрашенные данные об этом секторе экономики вызвали ряд критических замечаний у руководства страны. В производственном секторе занято не более 10-15% зарегистрированных малых предприятий, Россия – торгует. Все благополучие страны базируется на высоких ценах на минеральное сырье.

Что делать? Искать свой незатоптанный путь развития, где мы еще можем что-то противопоставить импортной экспансии, не ввязываясь в жесткую конкурентную борьбу. На мой взгляд еще достаточно не освоена промышленная часть композиционного машиностроения, а именно – машины, оборудование для машиностроения, нефте-газодобывающей и перерабатывающей отраслей, химического машиностроения и т.п. Здесь нет устоявшихся приоритетов и четкого разделения на виды продукции. Огромное многообразие видов изделий, отличающихся как по конфигурации и назначению, так и по условиям эксплуатации. Неисчерпаемое море для поисков, экспериментов, реализации самых смелых технических решений – именно то, что необходимо для освоения нового вида продукции, конкурентоспособной и востребованной не только в отечественной промышленности.

Поскольку по физико-механическим характеристикам композиты сопоставимы со сталью, но обладают рядом существенных преимуществ, таких как коррозионностойкость, химстойкость, легкость, ремонтопригодность, существенно низкая трудоемкость изготовления и т.д, то учитывая растущие цены на металл, надо по возможности заменять его изделиями из композитов. Корпуса машин и механизмов, защитные кожуха и крышки, ванны, газоходы, емкости, скрубберы, практически все химическое машиностроение, вентиляторы, насосы, трубопроводная арматура, и т.д., и т.п. – вот далеко не полный перечень того, что можно и нужно делать из композитов уже сейчас. Особенно хотелось бы подчеркнуть широкие возможности использования композитов для машин и механизмов, эксплуатируемых в агрессивной рабочей среде. Химстойкость композитов позволяет использовать их практически во всех известных агрессивных средах, а их преимущества со специальными металлами, используемыми в настоящее время на эти цели, помимо указанных выше достоинств, определяются также более низкими ценами, что делает изделия из композитов весьма конкурентными.

Таким образом, не отрицая зарубежный опыт развития индустрии производства изделий из композиционных материалов, учитывая отечественные разработки в этой отрасли, критически взвешивая наш уровень развития и соизмеряя собственные возможности, я думаю, что перспектива развития нашего композитостроения, в первую очередь, должна быть связана с промышленным сектором экономики, и ,в частности, с теми ее секторами, которые сейчас находятся на подьеме.

Надо иметь в виду два важнейших фактора, которые давлеют над нами, если мы хотим вписаться в мировую экономическую систему – это время и деньги. Ни того ни другого у нас нет и не предвидится, как всегда некстати – мировой финансовый кризис.

Без быстрой и реальной поддержки Государства освоить производство изделий из композиционных материалов для широкого круга потребителей – невозможно. А без этого говорить о выпуске продукции конкурентоспособной с мировым уровнем развития, по меньшей мере, несерьезно. При этом Государство не берется выпускать собственно товарную продукцию, а лишь организует это производство по приоритетным направлениям через распределение финансовой поддержки, организацию необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения. Необходимо соединить разрозненные усилия отдельных энтузиастов и творческих коллективов, определиться с приоритетами развития, создать научно-технический центр, разрабатывающий перспективные виды изделий для последующего их тиражирования, упорядочить техническую документацию и выполнить еще много черновой, но важной работы, которая в конечном итоге должна привести к тому, что Россия займет достойное место в ряду развитых стран, не именно по композитам, а по уровню развития производства в целом.

Считаю, что привлечь Государство к решению вышеописанных проблем можно через создание Госкорпорации, либо создание в уже существующих корпорациях отдельного структурного подразделения с описанными функциями.

Есть ряд первоочередных предложений по реализации Указов Президента и Постановлений Правительства РФ:

1. Создание нормативно-технической базы по материалам, технологиям, изделиям из композиционных материалов;

2. Организация обучения, подготовки и переподготовки кадров всех уровней для работы с композитами;

3. Определение базовых приоритетов развития композитостроения и создание региональных специализированных центров, например:

- Ленинградская область – малое судостроение;

- Самара – композиты в автомобилестроении;

- Москва – композиты в транспортном машиностроении;

- Екатеринбург – химическое машиностроение;

- Н-Новгород – оборудование и инструмент для производства изделий из композитов, и т.д.

4. Определение базового НИИ по композитам общепромышленного и строительного применения и создание на его базе центра по обучению, пропаганде и внедрению новых материалов, технологий, изделий мировых и отечественных производителей.

5. Создание целевого фонда поддержки инновационных инициатив в области композитостроения.

И т.д.

Вне зависимости от того где применяются изделия из композитов, будь-то космонавтика или коммунальное хозяйство, независимо от ведомственной принадлежности (военное или гражданское назначение) основные технологические приемы переработки композитов остаются одними и теми же. Это служит еще одним аргументом в пользу самостоятельности рассматриваемого направления промышленного производства и целесообразности его выделения в отдельную отрасль, чтобы ведомственная разобщенность не мешала сосредоточиться на главном - разработке новых материалов, технологий, изделий для широкого круга потребителей, отвечающих и превосходящих мировой уровень. И мы можем это сделать при соответствующей поддержке Государства. И здесь самое время переходить от словесных баталий о поддержке бизнеса и разговоров о приоритетности развития производственного сектора экономики к реальным шагам, в том числе и путем реализации изложенных здесь предложений.

Генеральный директор ООО СКБ «Мысль», к.т.н. Холодников Юрий Васильевич.