Инсинуации под инновации

Инсинуации под инновации

На риторический вопрос – будет ли когда-нибудь в нашей стране порядок и экономическое благополучие, обусловленное соответствующим уровнем развития производительных сил и производственных отношений, можно уверенно сказать – в ближайшие годы не будет! Как только здравая и перспективная идея попадает в руки наших чиновников, так пиши – пропало. Создается впечатление, что основная задача административного аппарата заключается в доведении простой проблемы до абсурда и имитация бурной деятельности, невзирая на результаты такой САМОдеятельности, подкрепленная уверенностью в своей вседозволенности, непогрешимости и безнаказанности.

Однако вернемся к сути этого эмоционального порыва. Всем нам – гражданам России, в той или иной мере связанных с развитием промышленного производства, укрепления ее обороноспособности и экономической безопасности не безразлична проблема развития отрасли композитостроения и пути решения задач по выходу отрасли из состояния стагнации на уровень развития хотя бы отдаленно приближенный к мировому. Наконец-то удалось достучаться до верхних эшелонов власти и один за другим появились документы, определяющие цели и пути развития отрасли (Гос. Программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»; распоряжение Правительства от 24.07.2013 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») развития отрасли композиционных материалов»; постановление Правительства РФ от 30.10.2013 г. №972 и др.). Логическим продолжением ажиотажного интереса к композитам стало проведение конкурса на право получения субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них, объявленный Минпромторгом РФ 1 ноября 2013 года. И вот здесь-то и начались необъяснимые здравым смыслом телодвижения, основным смыслом которых является, на мой взгляд, опорочить идею инновационного развития отрасли и поделить выделяемые средства в узком кругу «своих» компаний.

«Сюрпризы» объявленного конкурса начинаются уже при ознакомлении с его условиями. Почему-то в министерстве решили, что малые производственные предприятия и большая часть средних промышленных предприятий недостойны принимать участие в решении задач по развитию отрасли и введением квоты на объем залогового имущества (150 млн. руб.) – отсекли эту часть промышленного потенциала страны. Россия очередной раз наступает на грабли чиновничьего валюнтаризма! Во всем мире давно установлено, что именно малое предпринимательство является наиболее восприимчивым и гибким во внедрении и продвижении передовых промышленных технологий! Малые предприятия являются локомотивами производственного сектора экономики большинства развитых стран, поставляя новейшие изделия на сборочные конвейеры брендовых производителей. И только Россия опять идет (или ведут?) своим путем, который уже привел страну в то состояние, в котором она сейчас находится. Понятно, что малым бизнесом трудно и хлопотно управлять. Он в меньшей степени зависим от административного рычага и главное – непредсказуем, поскольку строит свой бизнес не столько на приказах и постановлениях, сколько на рационализме и здравом смысле. Самое интересное в этой ситуации, что министерских чиновников не смущает факт нарушения многочисленных ранее принятых законов и постановлений, призванных стимулировать развитие малого предпринимательства (например, Федерального закона от 6.07.2007 года № 209-ФЗ). В общем, в очередной раз показали всей стране насколько официальное словословие расходится с реальностью. Вершиной цинизма и предвзятости данного аспекта «конкурса», является ответ из юридического департамента министерства, которые на мой вопрос о введении ограничений на залоговое имущество ответили, что это сделано для снижения коррупционной составляющей проводимого конкурса!!!. То есть по мнению министерских чиновников, все у кого менее 150 млн руб – сплошь коррупционеры и воры! То что реальности нашей жизни говорят об обратном – не является очевидным для этой категории граждан, живущих видимо в другой стране. Дальнейшее изучение условий конкурса показывает всю его надуманность и несостоятельность. Складывается впечатление, что за организаторами этого мероприятия кто-то гонится, и они из последних сил стремятся хоть что-то (и хоть как-то) успеть сделать за невероятно короткий промежуток времени. Чтобы не быть голословным, постараюсь в том же темпе, что и организаторы конкурса, осветить основные претензии по условиям его проведения.

1. Темы конкурса – их изначально было 27. Откуда они появились? Кто-нибудь слышал о проводимых министерством запросах или официальной аналитике реальных потребностей России? У нас, что в стране огромное количество реально действующих и значимых предприятий и научных учреждений по рассматриваемой отрасли производства, поэтому невозможно было провести хотя бы блиц опрос? Ряд тем, например по автодорожной и транспортной тематике, по проблемам изготовления емкостного оборудования, труб (по трубам 9 тем!) и пр. дублируют друг друга и могли бы быть объединены в одну проблему. Большой вопрос по инновационной и научной составляющей многих заявленных тем. Необходимо было бы обсудить актуальность и соответствие мировому уровню развития ряда заявленных тем. В то время как многие темы дублируют друг друга, в предложенном списке отсутствуют направления перспективного развития отрасли, например такие как биокомпозиты, композиты с керамической и металлической матрицами, высоконагруженные композиты на основе угле- и органо- пластиков и др. Полностью отсутствует безусловно перспективная тема нанокомпозитов. Даже не рассматривается проблема оборудования и оснастки, средств диагностики и контроля при производстве изделий из композиционных материалов, производство связующих и систем отверждения и т.д. и т.п. Общий вывод – темы подобраны не столько по реальным потребностям отрасли, способным обеспечить качественный уровень ее развития, сколько составлены по заявкам достаточно узкой группы местечковых «заказчиков».

2. Сроки предоставления заявочной документации и время их рассмотрения напоминает спринт, где для достижения результата все средства хороши.

- на подачу заявки для предварительного отбора участников конкурса – 2 недели. При этом организаторам конкурса очевидно неизвестно, что для сбора некоторых справок о хозяйственной деятельности предприятия отводится до месяца;

- выносится решение членами конкурсной комиссии о соответствии или несоответствии претендентов придуманным критериям (об этом см. ниже) и еще неделя для подачи заявки уже собственно на конкурс по субсидиям! Если претенденту «повезло» и он попал в число соискателей на бюджетные средства, его ждет еще одно испытание на выносливость – составление бизнес-плана по утвержденной в министерстве форме! Для тех, кто хоть раз в жизни имел дело с бизнес-планом, ясна абсурдность этого требования! Невозможно за отведенное время составить сбалансированный и реальный план (если конечно заранее не знать тему и быть уверенным, что она безусловно будет выйграна). Заказчик в лице Минпромторга сознательно толкает исполнителей на подлог! Зачем? Я думаю, чтобы в будущем иметь рычаги давления на исполнителя по принципу – «вы же обещали…!». Либо все затея с конкурсом – фарс и у элитной группы исполнителей бизнес-план был уже заранее готов.

3. Огромный интерес, как вершина предвзятости и грубейшего нарушения норм элементарного приличия, представляет анализ данных «Списков организаций прошедших и не прошедших предварительный отбор» участников данного конкурса. Думаю, что данные этих списков будут интересны не только всем членам композитного сообщества, но и некоторым «компетентным» органам, призванным, по долгу службы, следить за чистотой размещения государственных средств.

Среди не прошедших конкурсный отбор оказались такие предприятия как ОАО «Уралвагонзавод», ФГУП «Прометей», ЗАО «Газпром химволокно», МОУ «Институт инженерной физики» и другие предприятия и организации, под практически одним и тем же вердиктом:

- подача заявки на участие в нескольких темах (п.1.8, 1.9. Конкурсной документации);

- недостаточный опыт работы по выбранной тематике ( п.2.1.е. Конкурсной документации).

Можно было бы только восхититься принципиальностью и самоотверженностью членов конкурсной комиссии (кстати, очевидно вследствие своей провинциальности я не слышал об этих специалистах в области композитных проблем), если бы не данные о счастливых обладателях «проходного билета»!

По списку организаций прошедших кастинг предварительного отбора мы можем поздравить такие компании как:

ОАО «Тверьстеклопластик» - которое прошло утверждение аж в 5 темах конкурса!

ФГУП «ВИАМ» - 2 темы!

ЗАО ХК Композит» - 3 темы!

ОАО «ММЭЗ-КТ» - 3 темы!

ОАО НПО «Стеклопластик» - 2 темы! И т.д. При том, что ряд организаций входит в холдинги, т.е. по сути пирог поделили несколько крупных холдингов и организации, которым нельзя отказывать на таком уровне.

Вы спросите, а где же принципиальность и соблюдение условий прописанных в Конкурсной документации и Постановлении Правительства РФ № 972 относительно подачи заявки и участия только в одной теме конкурса? Я сам неоднократно пытался получить ответ на этот вопрос у секретаря конкурсной комиссии, но вот здесь наглядно проявилась вся «принципиальность» комиссии – молчат! А меж тем процесс не останавливается и в том же авральном режиме появился Протокол №2/13-14.810 от 6.12.2013 года по оценке заявочных документов победителей предварительного этапа отбора участников конкурса. Оказывается «успели» они написать за неделю бизнес-план!? Молодцы и за это все скопом признаны победителями конкурса!

Однако остается один навязчивый вопрос, как члены комиссии оценивали компетентность исполнителей по выбранным темам конкурса?

Вот, например, ОАО «Тверьстеклопластик» согласно официального сайта компании – производитель материалов для композитной отрасли. Как оценена компетентность этой организации в области разработки и производства химстойкого технологического оборудования (тема 26). Я много лет занимаюсь этой темой и не слышал об успехах этой компании на данном поприще.

Или ООО «БиоПласт» - производитель кессонного оборудования – утвержден по теме 24 - «турбомашины», к которым не имеет никакого отношения! Может быть для экспертов конкурсной комиссии это и одно и то же, но я официально заявляю, что это абсолютно разные типы изделий.

Есть аналогичные вопросы и к другим «победителям» этого конкурса.

Не утомляя читателей описанием многочисленных несуразностей и откровенными подтасовками допущенных при проведении этого конкурса, остановлюсь вкратце на следующих организационных моментах, которые и определяют уровень и статус проведенной процедуры:

- почему многие документы по конкурсу размещены на сайте министерства в черновом варианте – без номера, подписи, даты, печати? Чем вызвана подобная неаккуратность и спешка, когда речь идет о миллиардах бюджетных средств?

- почему конкурс объявлен на срок с 2013 по 2016 годы, а многие утвержденные исполнители указывают в план-графике – 2020 год?

- вызывает сомнение данные приведенные участниками конкурса по количеству разработанных технологий мирового уровня и количества полученных патентов по данной теме? Если эти данные соответствуют действительности то в чем инновационность проблемы, если уже все решено? Если это планируемые показатели, то чем они обоснованы и почему заявлены в настоящем времени? Общий объем заявленных изобретений превышает их количество, полученное за последние 3 года! Как говорится –«не было ни гроша, да вдруг алтын»!? С чего бы это?

- в программе финансирования тем обозначен 2013 год в пропорциональном отношении к последующим годам реализации проекта. Сейчас год заканчивается, темы только обозначены, договоров с исполнителями еще нет, организационные вопросы не решены, а планы 2013 года уже выполнены?

Жаль, что именно в таком разрезе рассматриваются важнейшие для страны проблемы теми, кто по определению должен заниматься их решением.

Генеральный директор ООО СКБ «Мысль», к.т.н.

Холодников Юрий Васильевич.